Вместе с государством 

Вместе с государством мы стремимся к тому, чтобы общественное развитие соответствовало современным вызовам. Чтобы наше общество было современным, мобильным, созидательным и вместе с тем стабильным и процветающим. Мы поддерживаем стремление государства модернизировать экономику, социальную сферу, создать новую, современную инфраструктуру предоставления общественных и государственных услуг. Наш подход при этом предполагает, что в выигрыше должны быть все вовлеченные стороны и решение задач общественного развития не должно противоречить коммерческим интересам Банка.

Совместно с государством Банк реализует проекты, направленные на повышение доступности государственных услуг для населения с помощью информационных технологий, реформирование и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), повышение прозрачности государственных и муниципальных закупок, поддержку российских автопроизводителей, развитие углеродного финансирования и другие важные области. С большинством региональных администраций Сбербанк подписал соглашения о сотрудничестве, касающиеся различных вопросов социально-экономического развития.

Поиск общего знаменателя

Сбербанк принимает участие в продвижении и реализации мер, способствующих развитию банковского бизнеса, как в России, так и на международном уровне. В 2010 году мы провели встречи с Правительством, Министерством экономического развития, Министерством финансов Российской Федерации и Банком России, на которых обсуждались концептуальные вопросы создания универсальных электронных карт. Сбербанк также участвовал в различных государственных совещаниях и заседаниях рабочих групп по разработке законопроектов «О национальной платежной системе» и «Об электронной подписи» и поправок в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При активном участии Сбербанка были внесены изменения в закон «О приватизации», создающие правовую основу для применения электронных торгов с привлечением электронных площадок, и внесены изменения во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на создание цивилизованного монетного рынка в России.

Кроме того, в течение 2010 года Сбербанк принимал участие в проработке редакции законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». Специалисты Банка, с учетом замечаний других кредитных организаций, неоднократно обсуждали текст поправок с руководством Банка России и Федеральной антимонопольной службой (основной разработчик законопроекта).

Президент, Председатель Правления Г.О. Греф входит в состав Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте Российской Федерации. На двенадцати заседаниях Комиссии, прошедших в 2010 году, затрагивались такие важные вопросы, как облегчение доступа высокотехнологичных компаний к финансовым ресурсам, внедрение энергоэффективных технологий, повышение качества профессионального образования, развитие информационных технологий и др.

С целью повышения инвестиционной привлекательности России и демонстрации последних достижений в области банковских технологий мы выступаем спонсором и участником различных мероприятий (круглых столов, конференций, выставок, форумов) как на международном, так и на федеральном и региональном уровнях. Значимыми мероприятиями, в которых менеджмент Сбербанка принял участие в 2010 году, были Петербургский международный экономический форум, IX Международный инвестиционный форум Сочи-2010 и Всемирный экономический форум в Давосе.

Универсальная электронная карта

Мы участвуем в проекте разработки универсальной электронной карты (УЭК). Это проект государственно-частного партнерства, который реализуется на базе ОАО «Универсальная электронная карта» — федеральной уполномоченной организации по созданию УЭК совместно с пулом банков. Сбербанк совместно с ОАО «УРАЛСИБ» и ОАО «Банк «АК БАРС» являются ее акционерами. Наши инвестиции в проект составили более 20 млн долл. США и будут увеличиваться.

Карта будет выдаваться всем гражданам России и сочетать в себе документ, удостоверяющий личность (в установленных законом случаях), полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, платежную банковскую карту и другие функции. Карта откроет населению доступ практически ко всем государственным услугам.

По инициативе Сбербанка для приема УЭК будут использоваться банкоматы и платежные терминалы, что является инновационным решением. Кроме того, Банк предложил использовать УЭК и в качестве платежного средства, что предоставит ее владельцам дополнительные возможности. Например, держатель карты сможет на месте погасить штраф или получить микрокредит. Технология УЭК может существенно повысить доступность и качество банковских услуг для населения.

Разработка УЭК использует наш опыт, полученный при реализации проекта «Социальная карта жителя региона». Социальная карта — многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается жителю региона, являющемуся льготником, и выполняет функцию персонального инструмента для автоматизированного подтверждения прав на получение льгот и учета их фактического предоставления.

Пилотный запуск «Социальной карты жителя региона» был осуществлен в сентябре 2009 года в Астрахани в партнерстве с Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Астраханской области. В 2010 году этот опыт был тиражирован в Краснодарском крае, Красноярском крае и Чувашской Республике. Круг участников проекта и список приложений карты постоянно расширяется. Планируется, что граждане будут иметь право на получение карт в заявительном порядке с 2012 года.

Реформирование и модернизация ЖКХ

Реформа ЖКХ затрагивает интересы большинства граждан и имеет большое значение для социально-экономического развития России. В Банке создано специализированное подразделение — Дирекция по управлению проектами в сфере ЖКХ и принята Стратегическая программа «Стратегия на рынке ЖКХ». Особое внимание в Стратегии уделяется участию Банка в Федеральной целевой программе «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010-2020 годов».

В рамках данной программы мы создаем новые и адаптируем имеющиеся продукты и технологии для участников ЖКХ, привлекаем стратегических инвесторов и самостоятельно инвестируем в компании ЖКХ, оказываем информационно-консультационную поддержку по ходу реформы и т.д. Проекты Сбербанка сначала адаптируются в пилотных регионах, а затем тиражируются по стране.

Среди проектов 2010 года, направленных на развитие ЖКХ, можно отметить финансирование работ по созданию комплексной системы обращения с отходами на территории Астраханского региона и инвестиции в компанию, развивающую в Белгороде технологии начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги. Также в одном из подразделений Московского банка был запущен пилотный проект по расчетам аккредитивами между покупателями и продавцом машиномест в рамках проекта «Народный гараж».

Совместно с партнерскими организациями в 2010 году была выпущена брошюра «Азбука ЖКХ. Вопросы и ответы», в которой для населения освещаются основные вопросы, связанные с ЖКХ.

Планы Сбербанка по содействию реформированию и модернизации ЖКХ в 2011 году включают кредитование разработки программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры в пилотных регионах и использование полученного опыта в других регионах.

Электронная торговая площадка

В целях развития и оптимизации закупочной деятельности в Банке была создана Дирекция закупок и конкурентных торгов. При ее участии была создана Электронная торговая площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ», которая в начале 2009 года была отобрана в качестве одной из пяти площадок для проведения электронных аукционов государственными и муниципальными заказчиками, получила аккредитацию на 5 лет в качестве национального оператора электронных торгов. Таким образом, Сбербанк способствует большей прозрачности и честной конкуренции при проведении государственных и муниципальных закупок.

В 2010 году был принят и опубликован Регламент Электронной торговой площадки. В соответствии с ним, участие в аукционах и аккредитация являются бесплатными. Плата взимается с участника размещения заказа, с которым заказчик заключает государственный контракт. ЗАО «Сбербанк-АСТ» проводит практические семинары, посвященные актуальным изменениям в законодательстве и технологиям размещения государственного и муниципального заказа на электронной площадке. Семинары также проводятся для иностранных поставщиков, что обеспечивает равные возможности для участия в закупках.

В декабре 2010 года ЗАО «Сбербанк-АСТ» стало лауреатом Национальной премии в области бизнеса «Компания года 2010» в номинации «Информационные технологии (электронная торговля)».

Поддержка российского автопрома

Сбербанк выступил партнером в реализации Программы по утилизации старых автомобилей, запущенной в марте 2010 года и направленной на поддержку российских автопроизводителей и повышение доступности нового автотранспорта для населения.

С учетом важности данной программы мы первыми из российских кредитных организаций ввели индивидуальные условия автокредитования для ее участников. При оформлении кредита в автосалонах заемщики получили возможность использовать в качестве собственных средств на оплату первоначального взноса за приобретаемый автомобиль свидетельство об утилизации или доверенность на утилизацию вышедшего из эксплуатации автомобиля. Эта мера позволила клиентам Банка приобретать автомобиль российского производства за меньшие средства.

Кроме того, начиная с 2009 года, Сбербанк участвует в программе стимулирования приобретения населением новых автотранспортных средств российской сборки, в рамках которой он выдает кредиты по льготным ставкам. Всего в 2010 году по данной программе было выдано кредитов на общую сумму 13,3 млрд рублей.

Развитие углеродного финансирования

В 2004 году Россия ратифицировала международное соглашение, которое регулирует вопросы снижения выбросов парниковых газов и увеличение их абсорбции — Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата. В 2009 году решениями Правительства Российской Федерации Сбербанк был назначен агентом по претворению в жизнь экономических механизмов ст. 6 и 17 Киотского протокола.

Через специально созданную Дирекцию по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Банк выполняет на коммерческой основе публичную функцию «оператора углеродных единиц». Наша деятельность направлена на защиту интересов российских инвесторов, осуществляющих проекты в области повышения энергетической эффективности, а также расширение и улучшение качества кредитного портфеля Банка.

В 2010 году Сбербанк заключил с иностранными организациями меморандумы, предусматривающие правила дальнейшего взаимодействия по подготовке контрактов «торговли выбросами» и провел два конкурса по отбору проектов совместного осуществления (ст. 6 Киотского протокола). Первый конкурс был объявлен в феврале, а второй — в сентябре 2010 года. В ходе экспертизы поданных заявок проводилась их сравнительная оценка по установленным критериям: энергетическая и экологическая эффективность, технический и финансовый потенциал, а также экономический и социальный эффект проекта.

  1-й конкурс 2-й конкурс Итого
Количество поданных заявок, шт. 40 58 98
Количество утвержденных проектов, шт. 15 18 33
Объем сокращений по утвержденным проектам, т 29 992 993 29 970 000 59 962 993

Для осуществления проектов при условии реинвестирования средств от передачи углеродных единиц в 2010 году Сбербанк разработал проекты примерных соглашений «оператора углеродных единиц» и инвесторов проектов, а также совместно с инвесторами принял участие в подготовке проектной документации, в том числе с долговым финансированием со стороны Банка.

В октябре 2010 года по поручению Правительства Российской Федерации Банк погасил долг России перед секретариатом ООН для включения страны в Международный регистрационный журнал операций. Это является условием для работы с углеродными единицами в соответствии со статьями 6 и 17 Киотского протокола.

Сбербанк планирует расширить спектр услуг для инвесторов на новом для российского бизнеса пространстве — рынка углеродных квот.

Государство как клиент

Федеральные и региональные органы власти сталкиваются с необходимостью привлечь внебюджетные средства для реализации инвестиционных проектов или покрытия текущих расходов. Сбербанк выступает традиционным партнером государства в решении этой задачи, выступая в качестве андеррайтера или кредитора.

В 2010 году Банк организовал размещение четырех муниципальных/субфедеральных выпусков с объемом участия 4 млрд рублей, а также размещение облигационного выпуска Республики Беларусь с объемом участия 3,025 млрд рублей.

Кроме того, на 01.01.2011 остаток предоставленных кредитов субъектам Российской Федерации составил 127,9 млрд рублей, муниципальным образованиям - 24,9 млрд рублей. Помимо этого, мы инвестировали в облигации субъектов Российской Федерации и муниципальные облигации 149,4 млрд рублей.

Территориальные банки Сбербанка осуществляют банковское обслуживание органов региональных и муниципальных администраций, избирательных комиссий, отделений Федерального казначейства и отделений Пенсионного фонда РФ. Сбербанк осуществляет обслуживание бюджетных счетов на территориях, где отсутствуют учреждения Банка России.

Сбербанк содействует повышению прозрачности целевого использования бюджетных средств путем открытия целевых счетов для генеральных подрядчиков и субподрядчиков в государственных проектах, значимых для развития российской экономики и общества.

Одним из таких проектов является реконструкция трассы М4 «Дон». В июле 2010 года состоялась церемония открытия участков трассы от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Среди других государственных проектов, находящихся под контролем Банка, — строительство второй сцены Государственного академического Мариинского театра (Санкт-Петербург), возведение объектов Дальневосточного федерального университета и конференц-центра на острове Русский (Владивосток).

История

Мой годовой отчет

Инструментарий