Доступность банковских услуг

Обеспечение географической доступности

Сбербанк предоставляет финансовые услуги представителям всех слоев общества во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в малонаселенных регионах и регионах с низким уровнем экономического развития. К малонаселенным регионам мы относим 24 субъекта Российской Федерации с плотностью населения меньше среднего по стране1. Под регионами с низким уровнем экономического развития мы понимаем субъекты Российской Федерации со среднедушевым среднемесячным денежным доходом меньше, чем в среднем по стране2. По нашей оценке, число таких регионов составляет 63.

Доступ к финансовым услугам является базовой потребностью населения и необходимым условием функционирования экономики. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы жители всех регионов страны были в равной мере обеспечены услугами Сбербанка.

  Обеспеченность услугами, на точку обслуживания Сбербанка, тыс. человек Доля точек обслуживания Сбербанка в общем числе точек банковского обслуживания в регионе, %
В среднем по стране 7,46 50
Регионы с низким уровнем экономического развития 6,86 57
Малонаселенные регионы 8,99 49

Развитие дистанционного обслуживания

В настоящее время одним из стратегических направлений повышения доступности услуг является развитие дистанционного обслуживания клиентов. В частности, Банк активно развивает такие продукты, как «Сбербанк ОнЛ@йн» и «Мобильный банк». Переход на удаленные каналы обслуживания позволяет нашим клиентам существенно экономить время, а людям с ограниченными возможностями пользоваться услугами Банка.

В 2010 году доля клиентов, перешедших на дистанционное банковское обслуживание, составила 41%, что на 3 процентных пункта больше, чем в 2009 году. Через удаленные каналы обслуживается более 57% операций, в том числе почти 35% платежей. Параллельно с развитием систем дистанционного обслуживания Сбербанк прорабатывает вопрос создания платформы для обмена электронными счетами между предприятиями и государственными органами. Использование данной платформы позволит реализовать на практике законодательные инициативы, заложенные в изменениях к Налоговому кодексу Российской Федерации.

«Сбербанк ОнЛ@йн» — это автоматизированная система обслуживания клиентов через Интернет. В рамках этой услуги возможно совершение широкого спектра операций по вкладам и картам, а также получение информации о кредитах и подготовка платежных и инкассовых поручений и других платежных документов. Сочетание мобильности и высокого уровня безопасности «Сбербанк ОнЛ@йн» обеспечивают ее популярность среди клиентов Банка: число их пользователей к концу 2010 года составило более 7,5 млн человек.

Специально для малого бизнеса была разработана система «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн», которая менее затратна для клиентов, проста в подключении и отвечает нуждам предпринимателей. Она позволяет отслеживать ход обработки документов, дает возможность вести справочники банковских реквизитов, а также импортировать и экспортировать документы в формате распространенного программного обеспечения для бухгалтерской отчетности 1С.

«Мобильный банк» — это комплекс услуг, предоставляемых держателям банковских карт посредством мобильной связи. Через него можно получать уведомления об операциях по карте и информацию о лимите доступных средств, в случае необходимости блокировать карту, осуществлять платежи со счета и перевод денежных средств (в ограниченном объеме), а также погашать кредиты. Имеется возможность подключения услуги «Автоплатеж» для автоматического пополнения баланса телефона. По данным на конец 2010 года, услугой «Мобильный банк» пользовались 22 млн человек.

Сбербанк активно расширяет сеть устройств самообслуживания, которая в 2010 году насчитывала около 28 тыс. банкоматов и более 17 тыс. информационно-платежных терминалов. Эти устройства позволяют оперативно и без обращения в Банк совершить основные операции: получить наличные, пополнить счет, перевести деньги, оплатить услуги ЖКХ, связи, интернет-провайдеров и спутникового телевидения. При этом совершить платежи во многих устройствах самообслуживания можно не только с использованием банковской карты, но и наличными.

Терминалы самообслуживания на остановках

В 2010 году Северный территориальный банк осуществил установку шести устройств самообслуживания на остановках общественного транспорта в Ярославле, Череповце и Великом Устюге. Наличие таких терминалов позволит населению существенно экономить время и усилия на оплату бытовых услуг, а также оперативно осуществлять типичные операции по вкладам и кредитам Сбербанка.

Повышение доступности и прозрачности банковских продуктов

Весной 2010 года Сбербанк предпринял беспрецедентный для российского финансового рынка шаг — были отменены все комиссии по кредитам населению. Таким образом, единственной платой по кредиту для частных заемщиков стала процентная ставка по нему. Сбербанк стал первым банком в России, который принял такое решение, делая ценообразование по своим кредитным продуктам простым и понятным для клиентов.

В 2010 году мы продолжили программу реструктуризации задолженности по кредитам физических лиц, попавших в сложное финансовое положение в связи со снижением или потерей дохода. В частности, Банк предоставил определенным категориям клиентов (например, тем, кто проходит службу в армии или находится в отпуске по уходу за ребенком) возможность получить отсрочку по кредиту и снизить сумму ежемесячного платежа, а у заемщиков, уже имевших просрочку платежа, появилась опция установления индивидуального графика погашения просроченной задолженности.

Мы также разработали индивидуальные условия реструктуризации задолженности по кредитам граждан, пострадавших от пожаров летом-осенью 2010 года. По итогам работы в 2010 году осуществлена реструктуризация около 15,67 тыс. кредитов, остаток задолженности по которым на 1 января 2011 года составил 6,82 млрд рублей. Дополнительно, для поддержки заемщиков, имеющих просроченную задолженность по кредитным картам, Сбербанк начал разработку программы реструктуризации задолженности путем предоставления потребительского кредита на льготных условиях. Полномасштабное внедрение программы запланировано на 2011 год.

1,2 Согласно данным Российского статистического ежегодника за 2009 год.

История

Мой годовой отчет

Инструментарий