Корпоративный бизнес

Кредитование корпоративных клиентов

Кредитование корпоративных клиентов остается важнейшим приоритетом Банка. По этому направлению в 2010 году Банк ставил перед собой задачи обеспечения оптимального баланса между ростом кредитного портфеля, его доходностью и качеством, оптимизации кредитных процессов, разработки и внедрения клиентоориентированной модели работы с клиентами от микробизнеса до крупнейших компаний.

В 2010 году ситуация на финансовых рынках и в экономике в целом стабилизировалась и начала улучшаться. В этих условиях спрос корпоративных заемщиков на инвестиционные ресурсы стал постепенно восстанавливаться, и банковская система активно наращивала объемы кредитования.

По объемам вложений в реальный сектор экономики Сбербанк занимает лидирующее положение в банковской системе страны. За 2010 год Банк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму свыше 4,35 трлн руб. С середины II квартала объем выдачи кредитов корпоративным клиентам стабильно превышал объем погашений. Это позволило увеличить кредитный портфель по итогам года на 14,2% до 4 872 млрд руб.

Банк активно взаимодействует как с флагманами российского и наднационального бизнеса, формирующих большую часть добавленной стоимости в российской экономике, так и с сегментом микро- и малого бизнеса. С точки зрения кредитования приоритетное внимание оказывается предприятиям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов которых проходит по счетам в Сбербанке.

СТРУКТУРА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ БАНКА В РАЗРЕЗЕ КЛИЕНТСКИХ СЕГМЕНТОВ

В 2010 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов. Банком предоставлялись средства на финансирование текущей деятельности и инвестиционных программ клиентов, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья, в том числе по контрактам с Министерством обороны Российской Федерации.

Банк также завершил ряд программ по реструктуризации задолженности крупнейших предприятий страны. Финансовое оздоровление предприятий осуществлялось в том числе путем организации синдицированных кредитов, аналоги которых отсутствовали ранее на российском рынке. Поддержка системообразующих предприятий реализовывалась Банком также с использованием механизма государственных гарантий в консорциуме с банками-кредиторами и государством.

В сегменте малого бизнеса приоритетной задачей Банка является предоставление простых стандартизированных качественных продуктов и услуг, точно соответствующих массовым потребностям клиентов. В рамках этой задачи в 2010 году начато тиражирование на всю систему Сбербанка инновационной технологии кредитования клиентов микробизнеса «Кредитная фабрика», позволяющей существенно снизить срок рассмотрения кредитной заявки и упростить процедуры получения кредита. Кроме того, в пилотном режиме начато кредитование клиентов малого бизнеса с годовой выручкой до 60 млн руб. по технологии «Кредитный конвейер».

В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования спроса на кредиты в 2010 году Сбербанк предложил клиентам новую линейку из семи базовых кредитов — «Доверие», «Бизнесоборот», «Бизнес-инвест», «Бизнес-авто», «Бизнес-недвижимость», «Бизнес-актив», «Бизнес-рента», а также трех специальных — «Приватизация для малого бизнеса», «Госзаказ», программа «ГАЗ». Кроме того, реализовывался совместный проект с Правительством Республики Беларусь о специальных условиях выдачи кредитов для покупки в Российской Федерации сельскохозяйственной техники, произведенной в Республике Беларусь.

Усилия Банка наряду с позитивными экономическими тенденциями позволили Сбербанку в 2010 году предоставить клиентам малого бизнеса кредитов на сумму более 480 млрд руб.

Привлечение средств корпоративных клиентов

В условиях избытка ликвидности привлечение срочных средств юридических лиц не было приоритетом для Группы в 2010 году. Акцент делался на улучшении качества предоставляемых услуг, повышении лояльности и удовлетворенности клиентов.

Несмотря на снижение Банком процентных ставок по всем инструментам в условиях отсутствия потребности в привлечении дополнительных ресурсов корпоративных клиентов, остаток привлеченных средств юридических лиц за 2010 год увеличился на 10% до 1 817 млрд руб.

Отказ от ценовой конкуренции за средства клиентов обусловил снижение доли Сбербанка в совокупном объеме привлеченных банковской системой средств юридических лиц с 17,7 до 16,6%.

В 2010 году в ряде территориальных банков запущен пилотный проект по предложению корпоративным клиентам публичных фиксированных ставок по срочным инструментам привлечения. В рамках этого проекта клиенты могут заключить депозитный договор путем присоединения к условиям, размещенным на интернетсайте Банка, простой передачей в Банк соответствующего заявления.

Услуги корпоративным клиентам

В части оказания услуг корпоративным клиентам наибольшее внимание в 2010 году уделялось повышению скорости и удобства обслуживания, адаптации продуктов под нужды разных групп клиентов. Активно развивались торгово-экспортное финансирование и документарные операции на международном и внутреннем рынках, инвестиционно-банковские услуги.

Расчетно-кассовое обслуживание

Подавляющее большинство клиентов Сбербанка пользуются услугами расчетно-кассового обслуживания. Доход по ним традиционно составляет значительную часть всех комиссий — 40,6 млрд руб., или 31,0% совокупного комиссионного дохода за 2010 год. Продвигая услуги на этом высококонкурентном рынке, Банк стремится оптимизировать процессы и повысить удобство для клиентов.

В 2010 году Банк существенно сократил время с момента обращения клиента до момента получения реквизитов банковского счета, предусмотрел возможность изменения договора банковского счета для учета пожеланий и специфики бизнеса клиента, сократил время исполнения платежных требований за счет внедрения электронного документооборота. Начата работа по унификации ценообразования на всей территории России с целью повышения лояльности клиентов.

Банк также предложил корпоративным клиентам новую услугу интернет-банка — «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн». Клиенты получили возможность полноценного удаленного обслуживания через Интернет, что высоко востребовано сегментом микробизнеса. Пользователями этой услуги уже стали около 20 тыс. клиентов.

Инкассация

Банк оказывает клиентам инкассаторские услуги — доставку и инкассацию денежной наличности и ценностей, обслуживание банкоматов и устройств самообслуживания. Количество обслуживаемых точек клиентов на 1 января 2011 года составило 87,7 тыс. Доход от операций инкассации за 2010 год соста- вил 4,4 млрд руб., или 3,4% всех комиссионных доходов Банка.

Помимо традиционных услуг, с 2010 года клиенты Банка могут воспользоваться новыми услугами, такими как прием и перечисление выручки клиентов на счета, открытые в других кредитных организациях, а также доставка монет/банкнот в обмен на банкноты другого номинала при открытии новых торговых точек клиентов.

Большое внимание уделяется повышению безопасности инкассаторских перевозок. В частности, идет поэтапный переход на использование инкассаторами спецконтейнеров, применяется система автоматизированного мониторинга спецавтомобилей. Оба проекта являются масштабными и осуществляются впервые в практике перевозок ценностей в России.

Торговое и экспортное финансирование

В 2010 году началось постепенное восстановление внешнеэкономической деятельности российских компаний. На этом фоне Сбербанк значительно увеличил объемы торгового и экспортного финансирования клиентов. Объем операций Банка увеличился в 6 раз по сравнению с 2009 годом и превысил 3,8 млрд долл. США.

Банк активно развивал инструменты торгового финансирования, привлекая средства для клиентов через связанные займы, предоставляя предэкспортное финансирование, открывая непокрытые аккредитивы в счет лимита риска на клиента без обеспечения. В 2010 году возобновилось сотрудничество с зарубежными экспортными кредитными агентствами, активно развивались операции, связанные с подтверждением аккредитивов и выпуском рамбурсных обязательств по поручению банков России и стран СНГ. Большая часть таких обязательств приходится на дочерние банки в Республике Беларусь, Казахстане и Украине, что отражает стратегию Сбербанка по расширению присутствия на рынках торгового финансирования этих стран.

В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности клиентов и улучшения качества проведения международных расчетов Банк по состоянию на конец 2010 года поддерживал корреспондентские отношения с 219 ведущими иностранными банками.

История

Мой годовой отчет

Инструментарий